АРЕНДА ЖИЛЬЯ В КРЫМУ
СВАДЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ
ТРАНСФЕР ПО КРЫМУ
Новости компании
25.08У нас появился Кабриолет Peugeot 206 CC - это автомобиль, который улучшает настроение.
08.07Обратите внимание, у нас появились новые автомобили, модель Shevrolet Aveo с АКПП.
03.06Новая услуга! Микроавтобус Mercedes Sprinter - 9 мест с учетом водительского места.
Автотуризм
Города Крыма
Водопады Крыма
Горный Крым
Пещерный крым
 

Пещеры тепе-кермен

Тепе-кермен

церковь тепе-кермен

При дворе византийского императора Юстиниана I (527-665 гг.) историком и военным деятелем Прокопием Кесарийским был написан трактат «О постройках», в котором всячески превозносится созидательная деятельность Юстиниана. Говоря о мероприятиях, осуществленных на северном берегу Черного моря, Прокопий сообщает о существовании там некоей страны Дори, населенной готами, земледельцами, бывшими военными союзниками Византии. Для их защиты от нападений врагов император повелел построить «длинные стены».

К сожалению, по тексту отрывка невозможно ясно представить, где именно в Крыму следует искать страну Дори. Уже около двух столетий идет полемика по этому поводу. Авторы, связывающие «пещерные города» с деятельностью византийцев, видят ее в юго-западной части Крымских гор на пространстве между Внешней и Главной грядами (совпадает в основном с территорией современного Бахчисарайского района). Таким образом, эти города оказываются «длинными стенами», такое образное выражение применил Прокопий для их обозначения, подчеркнув их расположение по линии Внутренней гряды. Действительно, если смотреть на карту, то создается впечатление, будто эти памятники (Мангуп, Эски-Кермен, Чуфут-Кале) протянулись, образуя укрепленный рубеж, который с известной долей фантазии можно было бы назвать «длинными стенами». «Пещерные города» – это крепости, закрывавшие горные проходы, препятствовавшие врагам Византии прорываться в ее крымские владения.


Раннесредневековый город Эски-Кермен (Старая крепость) был основан в начале VI в. Первоклассная для своего времени крепость могла противостоять любому противнику. Отвесные скалы практически неприступны, а там, где в скалах есть расщелины, возвышались боевые стены с башнями. В систему обороны входили хорошо защищённые ворота и вылазные калитки, а также пещерные казематы – вырубленные в скалах помещения с бойницами и амбразурами. За стенами могли укрыться несколько тысяч жителей окрестных деревень со скотом и личным имуществом.

Эски-Кермен был крупным центром торговли и ремесла. В черте города археологи обнаружили застроенные по плану улицы, развалины зданий, наземные и пещерные храмы, хозяйственные пещеры. Найдены изделия ремесленников. Мощная оборонительная система, развитая по тому времени экономика, выгодное местоположение, близость от главного торгового пути из степей к Херсонесу — все это сделало Эски-Кермен важным политическим и административным центром юго-западного Крыма. Эта его роль сохранялась до конца VIII в., когда произошло событие, резко изменившее судьбу города.

Исследователи предполагают, что Эски-Кермен был одним из очагов восстания, произошедшего в 787 г. Поэтому, подавив восставший народ, хазары разрушили систему обороны города. Но жизнь на плато не замерла. Эски-Кермен существовал после этого как незащищенное, открытое поселение. Оборонительные пещеры были приспособлены под кладовые, стойла для скота, частично переделаны в церкви, часовни, усыпальницы.

Материалы, найденные археологами при раскопках, свидетельствуют, что город был разгромлен и сожжен в 1299 г ордами темника Ногая, почти все население уничтожено. И после этого уже не возродился. Время превратило Эски-Кермен в груды камней, покрытых землей, заросших кустарником и травой.


После гибели Эски-Кермена центром юго-западной Таврики стал Мангуп – самый большой по площади средневековый город в этой части полуострова. Мангуп-Кале – столица наиболее крупного средневекового государства Крыма – один из самых интересных «пещерных городов». Первые крепостные сооружения были возведены в VI-VII вв. В средневековье город носил название Феодоро и являлся центром одноименного феодального княжества. Это было крупное, по тем временам, христианское княжество, занимавшее почти всю юго-западную часть Таврики с портом Каламитой (Инкерман). Население княжества было разнородно и, как полагают, в основном состояло из тавро-скифов, готов, аланов-сарматов. Своего расцвета княжество достигло в Х?V-XV вв. Мангуп-Кале был расположен на большой столообразной горе Баба-Даг ("отчая гора") в юго-западной части предгорья. Его территория была защищена стенами и башнями и представляла мощный оборонительный узел. Здесь в полной мере сочетаются природные условия с укреплениями, созданными руками человека. Вертикальные обрывы скал исключали возможность применения при штурме крепости стенобитных и метательных орудий, подвижных башен. В то же время господствующая высота, на которой располагался город, позволяла из обычного лука простреливать все подступы к нему. На Мангупе имеются два никогда не пересыхающих источника и искуственный колодец, выкопанный внутри цитадели. Все это делало Мангуп городом, способным противостоять любому противнику того времени.

В июле 1475 г. у Феодоро появились турецкие войска, захватившие до этого Кафу (Феодосию) и всё побережье. Нападение их было отбито. Тогда, установив снятые с кораблей пушки, турки осадили город. Почти полгода стойко держались защитники, отразив пять штурмов неприятеля. Но силы были неравные, и в декабре враги ворвались в город. Феодоро был разграблен, жители почти все истреблены, оставшихся в живых, вместе с княжеской семьёй, увезли в рабство. Земли княжества были объявлены собственностью султана, само княжество превращено в турецкий кадылык (округ), а город, названный турками Мангуп-Кале, стал административно-судебным центром. В нём размещался крупный турецкий гарнизон.

Хотя Цитадель была при штурме разрушена, а все ее защитники погибли, мирное население - христиане и караимы еще несколько сот лет жило в городе. Особый квартал населяли гулямы – юноши, красота которых привлекала денежных клиентов даже из дальних стран. Двести лет назад Мангуп покинули его последние жители, и некогда процветавший город, как и другие «пещерные города», прекратил существование…


Чуфут-Кале расположен близ Бахчисарая на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Природа сама позаботилась о неприступности этого города, человек усилил естественную защиту крепостными сооружениями. О времени возникновения городища у исследователей нет единого мнения. Одни считают, что это византийская крепость, основанная в VI в. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв.

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. Занимались они земледелием, животноводством, ремеслом. В письменных источниках он упоминается в XIII в. под названием Кырк-Ор (Сорок укреплений). Это название существовало до середины XVII в. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон.

На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.

По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось. Значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу – Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

В середине XVII в. татары покинули Кырк-Ор, остались жить там только караимы – потомки древних тюрко-язычных хазар, в состав государства которых (Хазарский каганат) в VII–X вв. входила и часть Крыма. В VIII в. в Хазарском каганате была принята иудейская религия. Татары считали караимов евреями, поэтому город стали называть Чуфут-Кале, что в переводе с тюркского языка означает «Иудейская крепость». После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство предоставило караимам некоторые привилегии. Они могли теперь жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покадили плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. К середине XIX в. город прекратил свое существование.


Успенский монастырь – один из старейших в Крыму. Точных данных о его возникновении, однако, нет. Большинство учёных считает, что он был основан предположительно в конце VIII – начале IX вв., когда в Крыму появились иконопочитатели – монахи и миряне, в основном греки, бежавшие сюда от преследований иконоборцев Византии, особенно после церковного Собора 754 г. Тут они поселились в горах, создавая пещерные монастыри, одним из которых и был Святоуспенский. Об обстоятельства его возникновения существует несколько легенд и сказаний. Одно из них поясняет явлением здесь, на скале, святой иконы Божьей Матери. На месте явления чудотворной иконы и был вырублен пещерный рам, посвящённый Успению Божьей Матери.

После захвата полуострова золотоордынцами многие монастыри прекратили своё существование. Успенский сохранился и с XV в. стал центром православия в Крыму. Просуществовал он до 1778 г., когда из Крыма в Приазовье русским правительством была переселена основная масса христианского населения, и монастырь опустел.

С 1850 г. началось постепенное возрождение крымских христианских монастырей; после реставрации был открыт и православный Успенский скит. Во время Крымской войны в нём располагался госпиталь, на старинном кладбище есть захоронения умерших здесь участников Севастопольской обороны. Успенский Бахчисарайский скит понемногу отстраивался, и к началу ХХ в., представлял собой уже значительный комплекс, состоявший из пяти церквей, часовен и многих монастырских зданий. Однако в 1921 г. монастырь большевиками был закрыт, вновь постепенно пришёл в полное запустение, стал разрушаться. В последние годы главная церковь монастыря во имя Успения Богородицы была частично реставрирована, а в 1993 г. здесь открыт мужской монастырь.